Качество изготовления зубчатого колеса
Основной причиной шума зубчатых колес являются колебательные процессы, возникающие при работе зубчатых передач. Колебательные процессы происходят из-за погрешностей изготовления зубчатых колес и неравномерности нагрузки.
Основными погрешностями зубчатых колес, вызывающими их шум, являются погрешности шага зацепления, макро — и микроотклонения рабочего профиля.
Ошибки шага зацепления и ошибки рабочего профиля обусловливают силовые импульсы, вызывающие колебания поверхностей зубьев.
Вызывающая колебания неравномерность нагрузки зависит от силы трения контактирующихся эвольвентных поверхностей и изменения ее направления.
Сила трения в большой степени зависит от шероховатости рабочих профилей зубьев.
Чистота боковой поверхности зубьев колес до сих пор определялась визуально, что в ряде случаев приводило к ошибкам в ее сценке. Обычно шероховатая блестящая поверхность всегда получала более высокую оценку чистоты, чем гладкая матовая поверхность.
Для установления чистоты поверхности зубьев колес, получающейся после их чистовой отделки, применяют способ снятия слепков с контролируемой поверхности зубьев.
На слепках-пленках получается негативный отпечаток поверхности, который затем измеряется оптическими приборами: двойным микроскопом и интерференционным микроскопом с иммерсионной камерой. Однако получаемые по этому способу результаты оценки чистоты поверхности обычно занижны на 5-7%. Слепки-пленки снимались с разных участков зубчатого колеса.
Измерения показали, что высота микронеровностей в разных участках поверхности зуба одного и того же зубчатого колеса после чистовой отделки (шлифованием, шевингованием) не одинакова, хотя неоднородность микрорельефа гораздо меньше, чем на поверхности, обработанной зубофрезерованием или зубодолблением.