Качество зубчатых колес и чистота рабочего профиля зубьев
Качество изготовления зубчатого колеса определяется кинематической точностью, плавностью работы и полнотой контакта зубьев. Кинематическая точность измеряется по колебанию межосевого расстояния в беззазорном двухпрофильном зацеплении за один оборот колеса, по колебанию длины общей нормали. Плавность работы измеряется по отклонению профиля от эвольвенты, по колебанию межосевого расстояния в двухпрофильном зацеплении на один зуб, по разности окружных шагов.
Контакт зубьев измеряется по точности направления зуба. От чистоты боковых поверхностей зубьев колес зависит износ (особенно в начальный период) и шум зубчатых передач.
Основным параметром, характеризующим шум, является амплитуда колебаний, измеряемая в децибелах.
Другим параметром является частота колебаний. Реакция человеческого органа слуха на звуки различной интенсивности изменяется в зависимости от частоты колебаний в герцах.
Критический предел уровня шума, превышение которого может вызвать повреждение органов слуха, составляет 95-ПО дб. Уровень шума зубчатых передач маталлорежущих станков при скорости вращения колес до 15 м/сек колеблется от 70 до 80 дб. Чем чище боковые поверхности зубьев, тем меньше удельные давления, тем больше смазка зубьев колес приближается к гидродинамической. Шум зубчатых передач понижает работоспособность, раздражает и утомляет рабочего, и поэтому проблема снижения уровня шума зубчатых колес весьма актуальна.
Установлено, что непрерывный шум оказывает менее раздражающее действие, чем прерывистый или шум ударного характера.